О тех, кому за +30

(по опыту эксплуатации Нексии)
Известно множество проблем, досаждающих автолюбителям зимой. С наступлением тепла мы облегчённо вздыхаем, но и жаркое лето – тоже не подарок. Когда на улице жара за +30, машина, стоящая на солнце, прогревается иногда до +60 (лично замерял). Что же тогда творится под капотом? Попробуем просуммировать впечатления:

Двигатель

Начнём с физики. При нагреве воздух, как известно, расширяется. Поэтому по массе его в цилиндр помещается меньше. Снижается мощность. На автомобилях с турбонаддувом даже ставят интеркулер – устройство для охлаждения воздуха после сжатия.

Летняя жара тоже снижает массу воздуха в цилиндрах, но для «обычных» автомобилей главное - не это. Конечно, воздух при нагреве расширяется. (Пропорционально абсолютной температуре.Температура от 0 до +35 по Цельсию соответствует от 273 до 308 Кельвина.) Меньше, чем на 10% - не так страшно для наших ненапряжённых движков. Так что главное - бензин. Вот кто расширяется в жару нелинейно, и весьма сильно. А система подачи построена так, что отмеряет объём бензина, но не массу.

В результате по массе бензина поступает в цилиндр совсем мало. Мало воздуха, ещё меньше бензина – откуда мощности взяться? Но дело ещё хуже. Бензина меньше положенного - смесь становится значительно беднее, детонация – весьма вероятной. Машина не едет, а чуть глубже придавишь педаль газа - "пальцы звенят".

Что же делать? То самое, что делаем при детонации. Если мощность движка упала сильно и детонация слышна даже при второй передаче – можно попробовать на время жары перейти на бензин с повышенным октановым числом, например, с 92 на 95. Но, возможно, придётся подкорректировать, уменьшить УОЗ, то есть сделать зажигание более поздним . Конечно, лучше это доверить людям понимающим и умеющим.

Рискнувшие послушаться этого совета могут попасть в другую крайность. При слишком позднем зажигании двигатель перестанет тянуть на малых и больших оборотах, хотя в диапазоне 2000-4000 об/мин будет тянуть вполне бодро. После ужасов детонации такое поведение кажется мягким и даже комфортным, но лучше всё-таки добиться правильного УОЗ. Позднее зажигание, как и раннее, не просто приводит к падению тяги и перегреву, но и вредно для двигателя.

Ну и не брезгуйте, пожалуй, другими способами повышения мощности мотора, тем же чипованием.

Другая проблема – возможный локальный перегрев. Если мы ехали с приличной нагрузкой и остановились – охлаждающая жидкость уже не циркулирует, а внутренние детали двигателя очень горячи. На более продвинутых, чем Нексия, машинах, вентилятор работает и после выключения двигателя вплоть до охлаждения подкапотного пространства. У нас – стоит либо сделать тоже такую доработку, либо, остановившись, дать двигателю поработать на ХХ, дождаться включения и последующего отключения вентилятора.

Вообще если зимой обостряются проблемы с электрической (высоковольтной) частью, то летом – с бензином. Возможно, надо будет обратить дополнительное внимание форсункам, топливному фильтру, сетке бензонасоса и самому бензонасосу. А вот о своевременной замене антифриза стоило заботиться раньше. Упустите срок замены или зальёте что-нибудь не то – получите коррозию, забитые каналы вентиляции, отказывающий термостат.

Дедовское примечание: если двигатель перегревается, включение печки (с максимальной вентиляцией) облегчит его жизнь. Правда, мне ни разу не приходилось видеть, чтобы стрелка температуры охлаждающей жидкости ушла с любимой точки на шкале. Но, говорят - не зарекайся...

Напоследок - ещё одна неприятность от расширения бензина. Мощность берётся всё же от сожжённой массы, а заливаем мы в литрах. В результате - в литрах расход растёт, и заметно. Это хорошо заметно по скачкам стрелки бензомера. Выехали - расхода "почти нет", потому что бензин в баке прогревается и расход тем самым компенсируется. Зато вечером поставили машину, утром пришли - опа! Куда делось полбака? А никуда - бензин просто остыл.

Кондиционирование и вентиляция.

В жару кондиционер – почти подарок небес. Почти - но не совсем. Подарок – это что-то бесплатное, чего про кондиционер не скажешь. «Кондей» - дополнительная нагрузка на и без того задыхающийся движок.

Я неоднократно слышал, что мозги отлючают кондиционер при большой нагрузке. Но ещё чаще замечал, что при трогании это не происходит или происходит далеко не сразу. Так что отрабатывайте навык трогания «отключил кондиционер, тронулся, разогнался, включил кондиционер».

Нормально работающий кондиционер минут за пять охлаждает воздух в системе вентиляции салона(но, увы, не в салоне вообще) до температуры примерно +2. При проблемах в системе вентиляции и/или полном салоне и/или крайней жаре ниже +8..+10 не опустит. По крайней мере это верно для моего кондея, работающего с 1997 года.

Кстати, вовсе не обязательно охлаждать раскалённый, пропахший битумом наружный воздух. Вскоре после включения кондиционера вполне уместно включить рециркуляцию. Тогда озлаждаться будет уже более-менее прохладный воздух, и работа кондиционера станет куда более заметна. Конечно, надолго не стоит осталвять рециркуляцию – кислород-то нужен. Но минут 15-20, если в салоне один, то и полчаса – без проблем. Некоторая вентиляция (через задние двери) ведь всё равно существует.

Ещё одно наблюдение: при включении второй скорости обдува основного радиатора (при существенном прогреве движка, например, в пробке, это бывает) кондиционер, по моим наблюдениям, отключается. Это вполне логично - не стоит грузить движок, если он и так перегревается. Так что, если вдруг из сопел вентиляции пошёл не такой приятно-холодный воздух, как обычно, пугаться не стоит. Это всего на минуту-другую.

Конечно, свой вклад делает кондиционер и в расход бензина. Обычно небольшой. Ведь, даже если кнопка включения нажата постоянно, муфта регулярно отключает компрессор. Должна, точнее говоря, отключать. В не слишком жаркую погоду так и происходит. При температурах 25-30 градусов кондиционер расходует бензина довольно мало, от 1/4 до 1/2 л на сотню км. А вот в жару компрессор не справляется с охлаждением, муфта не отключается, и непрерывная работа может потребовать до литра бензнина на сотню.

Теперь о вентиляции. Садясь в машину, при открытых дверях включите вентиляцию (без кондиционера), выгоните из вентиляции раскалённый воздух. Следите за состоянием салонного фильтра. С одной стороны на улице пыльно, и эффект от фильтра налицо, с другой стороны – он быстро забивается. У меня однажды свеженький фильтр забился за несколько часов и несколько сот километром езды по трассе.

Чтобы вентиляция не смущала неприятными запахами – имеет смысл отключить кондиционер (не отключая вентилятор) за 2-5 минут до остановки. Испаритель подсохнет, и запаха тряпки потом не будет.

Подвеска

Как ни странно, летом появляются проблемы и у подвески. Амортизаторы прогреваются быстрее и сильнее, масло вспенивается, эффективность амортизатора резко падает, и машина превращается в табуретку. Ситуация обостряется тем, что летом мы часто ездим по плохим дорогам с эффектом стиральной доски (щебневые и гравийные дороги). Такое "покрытие" само по себе вызывает прогрев амортизаторов и провоцирует вспенивание масла.

В жару заметно увеличивается число вылетевших с таких дорог машин. Водитель видит простенький в принципе поворот, заходит в него – но амортизаторы не работают, и машину уносит в кювет.