Маршрут: Минеральные Воды - Таганрог - Белгород - Смоленск - Москва - Минеральные Воды.

Автомобиль: Samand LX с пробегом 14тык.

Подготовка: никакой.

Экипаж: Я и жена.

Прибамбасы: GPS-навигатор Mitac Mio P550, 10400руб автохолодильник Vitek VK-1941, 2100руб радар-детектор Crunch 2130, 1800руб walkie-talkie, самые дешёвые, какие нашёл, за 700 руб пара.

Справедливо рассудив, что пятница, тринадцатое - пугало на Западе, а у нас лишь бы не понедельник, выехали 13 июля после обеда, полдня ещё супруга поработала.

Дорога в Таганрог знакома так, что могу задним ходом с закрытыми глазами ехать, так что не знаю даже, что там описывать. Дорога приличная, хотя по краснодарскому краю есть препротивные места - по одной полосе на направление, сплошная и кочки.

Таганрог-Белгород: планировался проезд через Украину, но в Таганроге при выезде свернул под знак "полоса для маршрутного движения"(просто ошибся перекрёстком) и тут же уткнулся в гаишников, которые нарисовали встречку и забрали права. Не пойму, какая муха их укусила - там никаким образом встречкой и не пахло. Ну, ерунда - всё сфотографировал, в суде вернут права, всех делов.

Кстати, город Таганрог вроде знаком, потому не стал маршрутить GPSом, а поехал по памяти. И это совершеннейшая ошибка.

В результате поехал через М4. Ну, прелести этой трассы всем знакомы, повторяться не буду. Добавлю только, что часа три лил препротивный дождь. И наблюдал нечто, близкое к рекорду: в районе Красного Сулина на направлении на Юг 5 постов ГАИ на протяжении одного километра.

Свернул на Белгород: восторг. Какие там, граждане, правильные дороги! Просто чудо - я даже в голос восторгался. Асфальт ровный, со слюдой - искрится, всё красиво обсажено, профиль... влетаешь на 160 в балку, так внизу явная перегрузка, авто на все четыре приседает... кайф!

Забавно смотрятся поля: чернозём, а под ним белые меловые камушки. Потому поля смотрятся, как подкрашенные белым пульверизатором.

Белгород: гостиница "Общежитие Технолог" за 800 в сутки. Скромно, всё очень старое, но вполне чисто и прилично. В музеи не попали, так как был понедельник. Выставка техники у диорамы - скорее выставка макетов. Техника обезображена "реставраторами". На истребителе Ла не осталось ни шасси, ни рулей, вообще ничего, только сходство форм издали.

Заезд: Дубовое - пригород Белгорода. Там достопримечательность - дуб со стволом метра два в диаметре (вчетвером обхватывали).

Заезд: Хотмыжск. Райцентр, на довольно высоком бугре. Очень красивые виды. Под бугром река Ворскла и забавная деревенька. В деревне одна дорога в одну машину шириной, по сторонам дома (больше половины брошено). При этом только в одну сторону тянется 4км, в другую вроде ещё не меньше двух, я туда не ездил. И это не вдоль трассы, дорога идёт только по деревне и на выезде переходит в тракторную грунтовку.

Заезд: Прохоровское поле. По дороге площадка с танками: Т-34, Т-34-85, Ис-2, Ис-3, Ису-152. Танки пустые, люки заварены, но всё же не обезображены, как в городе. Нашёл лаз, залез в Т-34, тот, что с 76-мм пушкой, на каком отец воевал. Впечатления описывать не буду.

На самом поле звонница. Просто позор какой-то. Попса и коньюктурщина. Стыдобище. Это не православная звонница - сверху какая-то тётка, но и не памятник воевавшим: на барельефах звонницы полно православных святых, в одном месте танк и ни одной звезды. Я даже снимать это не стал. А рядом - апофеоз. Вокруг звонницы пусто, гладко, возвышается только один памятник человеку. Естественно, все идут к нему. Оказывается, это памятник автору звонницы. Кичливый, в полтора роста, бронзовый. Подходящие вчитываются и плюются или рукой машут. Один за другим.

В общем, что-то вроде шпиля с ангелочками и шашлыком на Поклонной горе, только ещё хуже, потому что вокруг ничего больше нет.

Хотя - есть. Есть танк на пьедестале. Но, чтобы не мешать впечатлению от шедевра, он в стороне и спрятан за деревьями, так что не все туда и ходят - не видно.

Белгород-Смоленск. По дороге заехали в Дмитриев Льговский. Город ничем не примечателен, кроме того, что в его церкви весной 43 в честь отца и его друга поп, не слушая отговорок, мол, коммунисты, отслужил молебен во славу русского оружия. Церковь, увы, была закрыта, как и обычно. Большинство церквей, которые я видел, было именно закрыто. Недоумение разрешилось позже: не хватает прихожан. После показушного бума всё более-менее стало на свои места,и в церкви опять не ходят. Приходится обслуживать одним батюшкой по 3-4 церкви, вот и не застанешь на месте. Впрочем, отец Александр, которы служил тот молебен, давно умер, так что особо разыскивать нового не стал.

Сам город Дмитриев Льговский - квинтэссенция провинции. Он как начал хиреть ещё в XIX веке, так и не переставал. Всё в совершеннейшем упадке.

Потом заехал к деревне Бельдяшки. Ну тут уж совсем нечего описывать, просто там отец горел в четвёртый, последний раз.

Дальше поехали уже по трассе.

Курск: везде дороги-бетонки, то есть плиты, покрытые асфальтом. Проблема только в том, что асфальта давно нет. Стыки и выщербленный бетон лишают поездку всяческого удовольствия. Более того, настроение само собой портится. Где есть асфальт - красного цвета, как и дымы из труб. Ну, ещё бы :-)

Орёл: дороги приемлемые, но латаные-перелатаные. Вся дорога из нескольких слоёв заплат, исходного материала и не видно. В город не заезжал.

Ближе к Брянску увидели щит "Мемориал Партизанская поляна". Свернули. Асфальтовая дорога в лес. Но в глубине шёл ремонт дороги, и на "поляну" мы не попали. Зато на обратном пути по табличке "памятник военным журналистам" свернули на грунтовку. Простая грунтовка, в одну колею, ведёт пару километров ещё глубже в лес. А там - простенький памятник в форме пера. НО! Он просто переворачивает. Каски, гильзы - настоящие, ржавые, в гильзе живые цветы, есть засохшие, а есть и свежие. И - мужское подношение - сигареты. Есть, опять же, старые, есть и свежие совсем. Первый раз пожалел, что курить перестал.

Вернулись на трассу - чуть дальше памятник военным водителям. Каждый проезжающий сигналит в их память. Постояли там минут пять, цветы поправили у памятника. Послушал эти сигналы - пронимает до глубины души. Сам, конечно, тоже добавил звук своего сигнала.

Брянск - проехал город насквозь, ничего особенного не приметил. Торопился уже.

На подъезде к Смоленску просмотрел табличку населённого пункта и попал на штраф. Ну, судьба. Это дома можно проездить года два, ни разу не промахнувшись.

Со всеми этими отвлечениями, выехав из Белгорода в 8 утра, в Смоленск прибыли в 22.

Смоленск: обязательная программа - церкви 12 века и крепостная стена. Это, хоть и обязательно, но очень интересно. По стене и башнями полдня лазали :-) Осмотрели, конечно, и собор, но церковное золото меня очень мало прельщает.

Главное впечатление - люди. Действительно несколько не такие, как на югах. Простые, открытые, немного наивные. Очень с ними интересно. В первый, кстати, раз видел людей,которые _так_ любят свои места, что рассказывают о них практически со слезами.

Но у этого есть и обратная сторона. На стоянке охранники ведут себя так, будто сделали великое одолжение, приняв машину. Спуститься из будки к подъехавшей машине - гордость не даёт. Нет, водитель должен бросить машину посередь проезда, подняться туда, сказать, что хочет поставить машину (больше ни для чего!). Тогда с тобой спустятся и покажут место. Что прикольно: после этого стоянщик поднимается назад в будку, и следующий водитель опять должен подниматься в будку! А машин уже очередь. Я им поломал удовольствие, фафакнув снизу по нашей привычке - мол, встречай. Пришёл, рожа кислая, но объяснить, какого, собственно, хрена - так и не смог. Так длинно пишу потому, что пообещал прославить их. Вот, исполняю.

Гостиница "Патриот", 1100 в сутки. Всё очень новое, в номере 2 большие кровати. Недостаток: дверь в туалет почти не закрывалась - не подогнана.

Выезд: Талашкино, Флерово, имение Тенищевых. Яркая иллюстрация стиля a-la rus, который русофилы 19 века строили, спохватившись, что русского-то и не знают. Экспонаты есть интересные, настоящие. Сами здания: музей (бывшая школа для крестьянских детей) и запертый "храм Духа". Его ещё именуют "храмом Святого Духа" и "церковью Святого Духа",но это неверно - это здание никогда не было освящено, это чистый экзерзис в стиле Рериха (который его и украсил), очень дорогой по изготовлению (крыша - глазурованная черепеца) и очень карамельный. Внутри был похоронен сам Тенищев. В трёх гробах, набальзамирован. При первой возможности крестьяне гробы разбили, мумию выбросили в лес. И вот почему так описываю их "неблагодарность":

Выезд: Новоспасское, имение Глинки. Ещё в начале 20 века здание было продано на своз, и там сгорело. Восстанавливать начали на старом фундаменте только в 60е-70е годы. Но стойкое ощущение настоящего есть. Всё сделано с душой, с мерой. В здании есть подлинные вещи вплоть до стеклянной посуды. Причина - при неприятностях крестьяне прятали имущество у себя, и не растаскивали, а потом приносили назад. Зримая разница между манерностью и настоящим. Вообще всё сделано с любовью: "У Глинки везде росли цветы" - и по коридорам везде растут цветы, ухоженные, ни жёлтого листка. "У Глинки была комната с певчими птицами" - и эта комната есть, и там действительно певчие птицы. И экскурсовод (Зоя Михайловна), вроде всё рассказав, не удерживается, и ещё рассказывает с полчаса за счёт своего обеда.

Смоленск-Москва: Ну, что тут говорить, вышли на минку и вперёд. Однако по дороге у Вязьмы завернули в Хмелиту, имение Грибоедовых. Здание каменное, большое, гораздо богаче глинковского. Но музей казённый. Сделано ровно столько, сколько денег было, души не чувствуется. И денег было мало,интерьеры есть примерно в четверти помещений, не больше. За отдельную плату предлагали посмотреть экспозицию из фотографий и прочих изображений :-/ Рядом дом Нахимовых - внутри не были, там только тоже "экспозиция" без интерьеров.

По дороге заглянул в лес. Потерял там ключ от машины. Нашёл! Еловый лес вообще очень неприятен для прогулок: снизу завалено мёртвыми ветками, на уровне глаз везде сучки торчат сухие. И запах не самый приятный. Под Брянском лес был лиственный, гораздо более приятный.

Потом заехали собственно в Вязьму. Обошли центральную часть, получили какое-то ощущение города. Потом заехали в монастырь, посмотреть на церковь Божьей Матери Одигитрии, уж очень все настаивали, что надо.

Ну, интересная архитектура, но довольно распространённая в России. Зато во дворе лежит пара камней, старых, со старославянской вязью. Очень было интересно посмотреть.

Дальше. В Москву заезжать не стал, завернул в сторону Можайска, объехал Москву с севера и остановился в доме отдыха под Солнечногорском.

В дороге со всеми остановками провёл ровно неделю.

Про Москву писать не буду. Не очень-то люблю этот город, хотя у меня там множество знакомых, и все как на подбор очень хорошие люди, да и дети туда эмигрировали.

Встретился с форумчанами-самандовцами, об этом Арсенал уже писал. Очень было приятно повидаться.

Назад: выехали поздно, часов в 10 утра. Объехали Москву по "бетонке", 135км за 3 часа. Потом по каширке наблюдали шикарную пробку, к счастью, не в нашу сторону. Ну и дальше известные прелести М4. Ехалось так легко, что остановился только через 15 часов. И то по общим соображениям безопасности. Время было уже час ночи, тыкаться по ночлегам не стали, а распрекрасно поспали в машине. 5 часов сна, ещё 5 часов в пути - и мы дома.

Автоитоги: Саманд:

общая оценка: прекрасно,

отказы: в водительском стеклоподъёмнике какой-то контакт шевельнулся, не работает.

Комфорт подвески Большие неровности глотает нечувствительно.А самые мелкие чувствуются.

Расход ~8.2л на сотню. Заправлялся где попало, бензин 92, цена у нас и в Москве больше 18, по дороге было даже меньше 17. Заправлялся редко, сами понимаете :-)

Комфорт салона: отлично. Ехать в Саманде- одно удовольствие. "Собственная скорость", то есть скорость, которая устанавливается, когда нога лежит на газе без усилия: 140.

Прибамбасы: GPS-навигатор - великолепно. Нахвалиться не могу. Программа GISRusa/Navitel, карты с freemaps.ru Даже в местах, для которых нет адекватной карты, очень помогает. Спокойно забираешься в любую глубинку и нигде не блукаешь.

Автохолодильник отлично. Всю дорогу ели своё, не надо было по дороге отвлекаться и рисковать. Зелень, огурчики/помидорчики, яйца и прочее - всё свеженькое. Объёма 14л более, чем достаточно, зато холодит чётко. И внешний вид хорош, в отличие от "мусорных вёдер" других моделей.

радар-детектор отлично. Многажды выручал, предупреждает за 2 км в среднем, вполне спокойно сбрасываешь скорость, без торможения. Такая пустая дорога, что впереди на 2 км никого, почти не встречалась. Сбрасывать скорость на помехи ничуть не напрягало.

walkie-talkieБрал, потому что думал, в две машины поедем. Не вышло, и не пригодились.

Опыт: 1. надо больше доверять GPS и всё высвободившееся внимания обращать на знаки. 2. надо было ехать дальше. Мы простояли на месте четыре дня. Можно было ещё полстраны объехать. 3. надо чаще останавливаться. Обожаю останавливаться и беседовать с бабульками и вообще местными. Но мне всегда очень трудно остановиться, если уж сел за руль.

фотоотчёт здесь, весит 10мб.